Их эпистолярный роман продлился целых 40 лет, но в реальной жизни они не смогли и недели прожить вместе. Бернард Шоу, известный драматург, попал под чары выдающейся английской актрисы, находясь уже в зрелом возрасте. При этом и он, и Стелла Патрик Кэмпбелл, были отягощены своими обязательствами перед другими людьми. Их история позже нашла своё отражение в пьесе Джерома Килти, а диалоги на сцену были перенесены из писем, когда-то написанных драматургом и актрисой.
Бернард Шоу женился в 42 года на Шарлотте Пейн-Таунсхенд, однако о пылких чувствах в этом браке речь не шла. Это было, скорее, совместное сосуществование, основанное на общих интересах и взаимном уважении.
Бернард Шоу и Шарлотта Пейн-Таунсхенд
При этом Бернард Шоу оставлял за собой право иметь связи на стороне, а супруга его, женщина весьма прогрессивных взглядов, никакого неудовольствия никогда не высказывала, подобное поведение мужа никак её не тяготило. Впрочем, в то время ходили упорные слухи о том, что супруги изначально договорились об отсутствии между ними интимных отношений, но достоверность этих сведений проверить не представляется возможным.
В отличие от драматурга, Беатрис Стелла Тэннер замуж выходила по любви, правда, в мужья она себе выбрала юношу легкомысленного и не особенно привыкшего обременять себя заботами о ком-либо. Даже появление на свет двоих детей не заставило Патрика Кэмпбелла стать серьёзнее и озаботиться проблемами пропитания своей семьи. Они вступили в брак, когда будущей актрисе исполнилось 17, а её избраннику – 21 год.
Стелла Патрик Кэмпбелл
Патрик Кэмпбелл верил, что удача ждёт его где-то в дальних странах, и, оставив супругу с двумя детьми, он отправился в южные колонии Англии, откуда писал жене страстные письма. Стелла Патрик Кэмпбелл мужа любила, готова была ждать его годами и даже считала себя обязанной заботиться о нём, высылала ему деньги и сбивалась с ног, пытаясь хоть как-то обеспечить своих детей.
На предложение кого-то из знакомых подменить в любительской постановке заболевшую актрису Стелла ответила согласием. Неожиданно ей понравилось блистать на сцене. У неё была вполне подходящая внешность, дивный голос и явные артистические способности. После участия в нескольких любительских спектаклях Стеллу пригласили в Ливерпульский театр, она заключила свой первый контракт и целиком посвятила себя профессии. О детях и матери стал заботиться её дядя, она же обеспечивала семью финансово. И по-прежнему ждала из дальних стран своего Патрика.
Стелла Патрик Кэмпбелл
Стелла поначалу была весьма сговорчива, не отказывалась ни от каких ролей и соглашалась на любые условия. Отсутствие соответствующего образования она компенсировала невероятной искренностью и своим природным даром чувствовать роль и настроение зрителей, сидящих в зале. Стелла работала с полной самоотдачей, а заодно воспитывала в себе характер и внутреннюю силу. В то время спорить с актрисой решились бы немногие коллеги. Режиссёры хватались за голову, потому что Стелла Патрик Кэмпбелл играла так, как чувствовала сама, а режиссёрское видение её совершенно не волновало.
С начала работы в профессиональном театре прошло всего два года, а Стелла уже была одной из самых модных и известных английских актрис. Её манера игры привлекала зрителя, правда, блистала она лишь в современных пьесах, в классических произведениях она казалась слишком экстравагантной и даже слегка чужой.
Бернард Шоу, следивший за взлётом актрисы, неоднократно отмечал необыкновенный талант Стеллы Патрик Кэмпбелл в своих статьях. Даже когда остальные критики высказывались об игре миссис Пат, как звали её в Лондоне, не слишком лицеприятно, Бернард Шоу писал о надрыве чувств, которые удивительным образом удаётся ей играть, о тех страстях, что она доносит до зрителя, и о её яркой индивидуальности. В целом Шоу признавал Кэмпбелл гениальной актрисой.
Бернард Шоу
Между строк рецензий известного драматурга и критика читался неподдельный интерес даже не к творчеству миссис Пат, а к ней самой. У него и до этого случались романы с актрисами, однако Стелла заняла в сердце Бернарда Шоу особенное место. При этом сама она по-прежнему хранила верность своему легкомысленному Патрику. Он вернулся в 1894 году и преспокойно жил за счёт своей талантливой и знаменитой к тому времени жены. В 1900 году супруг актрисы погиб, а между Стеллой и Бернардом Шоу возникло довольно сильное влечение.
Они словно играли в какую-то игру, понятную только им двоим. Он стремился к ней, она откровенно поддразнивала его. Он старался соблюдать какие-то нормы приличия и вовремя приходить домой, она же всячески задерживала его, посмеиваясь над нежеланием огорчать жену. Иногда дело доходило до серьёзных перепалок с лёгким рукоприкладством.
Стелла умело разжигала его страсть, он же с иронией писал о своём увлечении актрисой, но бороться с ним даже не пытался. У неё был совершенно несносный характер, режиссёры хватались за голову, если им доводилось работать с непокорной миссис Пат. Она имела собственное мнение обо всём и играла только так, как хотела сама. Даже Бернард Шоу не мог справиться со Стеллой, ибо на репетициях актриса становилась невыносима.
Но и жить без неё Бернард Шоу уже не мог. Злючка Пат стала его наркотиком. Он страдал, когда она отправилась в Америку, а Стелла провела большую часть времени с 1902 по 1912 год за океаном. Он смог заманить её в Англию лишь возможностью сыграть в его «Пигмалионе». Тот день, когда она приехала, показался ему самым счастливым. Позже Бернард Шоу признался: он влюблён в неё вот уже 35 лет.
Она снова уезжала, тяжело восстанавливалась после аварии, а он всё так же старался помочь ей и писал письма, полные любви и нежности к «перлу его души».
Стелла капризничала на репетициях, устраивала скандалы и сбегала в Сэндуич, чтобы в одиночестве понять и прочувствовать свою роль. Он обижался, обвинял её в отсутствии души, а после был совершенно сокрушен её тайным замужеством.
Вторым супругом миссис Пат стал Джордж Корнуолис Уэст, похожий по характеру и поведению на её легкомысленного первого мужа, как две капли воды. Этот брак долго не просуществовал, а связь актрисы и драматурга всё продолжалась. Конечно, он снова и снова прощал свою ветреную возлюбленную.
Их письма иногда были похожи на пикировку, их переполняли колкости, а после снова объяснялись друг другу в любви. Они давно уже стали друзьями, у Бернарда Шоу вошло в привычку писать письма Стелле буквально обо всём на свете. Она неизменно отвечала ему и была благодарна уже за то, что он никогда не забывал о ней.
Позже по предложению одного из издательств Стелла написала книгу, в которую вошли и отрывки переписки с Бернардом Шоу. Получив гонорар за свои мемуары, она отправилась путешествовать по миру. Она пережила смерть сына и была огорчена тем, что дочь повторяет её судьбу. Много лет актриса прожила в Америке, иногда снимаясь в кино и время от времени играя на сцене. В 1939 году Стелла Патрик Кэмпбелл смогла переехать во Францию, где жила в дешёвом пансионате под фамилией своего второго мужа.
В апреле 1940 года она ушла из жизни. Все сразу вспомнили о талантливой актрисе, в прессе ей снова пели дифирамбы, а Бернард Шоу написал статью в память о женщине, которую любил на протяжении последних 40 лет. И в статье его слились воедино любовь и обида, разочарование и восхищение этой удивительной женщиной.
После её смерти в шляпной коробке под кроватью обнаружили письма… Именно они и легли затем в основу пьесы Джерома Килти «Милый лжец». В этой пьесе всего два героя, Бернард Шоу и Стелла Патрик Кэмпбелл. Они снова и снова произносят те слова, которые когда-то стали их 40-летним объяснением в любви.
По материалам kulturologia.