В первой части публикации мы представили необъяснимую семейную историю выдающегося импрессиониста Поля Сезанна. Союз Сезанна с Ортанс Фике привел к созданию более двух десятков живописных портретов, которые художник писал с жены на протяжении 20 лет.
Поль Сезанн. Мадам Сезанн в зеленой шляпе, 1895г
Брак по расчету
Ортанс Фике и Поль Сезанн поженились только в 1886 году, через 17 лет после того как впервые встретились и за полгода до смерти отца Сезанна. Старик так ни разу и не увидел ни женщину, с которой жил его сын, ни внука. Зато обеспечил им безбедное будущее хотя бы своим уходом.
Официальный брак стал достаточно условным событием, на которое Поль и Ортанс пошли скорее ради сына и во избежание юридических сложностей в дальнейшем. Брак ничего не изменил. Большую часть времени они жили раздельно, деньги Сезанн делил на три равные части: себе, жене и выросшему Полю. Но даже теперь, когда Сезанн то живет с матерью и сестрами, то снимает хижину в каменоломнях, рядом с заманчивыми для ежедневного написания пейзажами, даже теперь его связь с женой не прерывается. Во-первых, он продолжает писать ее портреты. Во-вторых, она ведет его дела. И этот факт стал настоящим открытием.
Биограф Сезанна Алекс Данчев приводит в своей книге текст одного из двух сохранившихся писем Ортанс. Оно написано за год до смерти Сезанна — и по нему можно лишь приблизительно оценить объем работы, который выполняла его жена: письмо адресовано Эмилю Бернару и сопровождает отправляемое ему разрешение на копирование в Голландии. Заканчивается оно так:
«…Не представляете, сколько у меня постоянно с этим хлопот. Сейчас просят еще для выставок в ноябре. Мне выпало всего два спокойных месяца этим летом, этот отдых был мне необходим, поскольку я очень устала! В любом случае удачи вам с книгой. Буду очень рада получить экземпляр вашего «Юга Франции».
Поль Сезанн. Портрет мадам Сезанн, 1885г
То есть «поверхностная особа, ничего не давшая Сезанну», как писал об Ортанс первый биограф художника Джон Ревалд, оказывается, не так уж проста и понятна. Беда только в том, что узнать о ней больше сейчас вряд ли выйдет: непонятно, каким было ее личное окружение, с кем она болтала, к кому ходила в гости, чем интересовалась. Это не тот случай, когда сохраняют письма и оставляют след из хлебных крошек для будущих исследователей. Ортанс не интересовалась перспективой войти в историю, а потому, лишенная амбиций, осталась безмолвной участницей истории жизни мужа. Ее не приняли в круг, близкий к парижской артистической тусовке, потому что и сам Сезанн в него не стремился, и Ортанс не спешила. Изо всех жен других знаменитостей, она поддерживала связь с женой Писсарро и женой Виктора Шоке — но подругами их назвать тоже сложно. Остается несколько пристрастных упоминаний людей, которые ее не любили, и картины мужа.
Ортанс Сезанн в своей парижской квартире
Рассказывали, что Ортанс тянула из справедливой денежной доли мужа лишние суммы для себя, заказывала дорогую мебель и платья, любила красивую жизнь и столичные развлечения. Однажды она вошла в отдельную комнату, специально оборудованную мужем в память об умершей матери (с вещами, памятными безделушками) — и просто все из этой комнаты выбросила. Мстила? Устала? Психанула? Трудно сказать. Шутка ли — отдельная комната в доме, посвященная умершей свекрови. Даже после смерти мужа и беспрецедентной славы (практически мгновенной посмертной искусствоведческой канонизации) она не дорожила его картинами и легко с ними расставалась за приличные деньги. Не притворялась, что понимает или разбирается, не играла в преданную спутницу, хранительницу наследия.
Поль Сезанн на фоне «Купальщиц» в мастерской в Эксе, 1904. Фото Эмиля Бернара
Сезанн умирал в Эксе в окружении сестер и прислуги, Ортанс и Поль в это время были в Париже. О его болезни сестра Сезанна уведомила только сына и недвусмысленно намекнула, что его, Поля-младшего, они ждут у постели больного, а вот мадам Сезанн приезжать не обязательно, да и разместиться ей будет негде с ее королевским багажом — гардеробная используется в качестве мастерской (вспоминаем отдельную комнату, когда-то отданную вещам матери). Ортанс не поспешила в Экс, но Сезанну, кажется, это было уже не очень нужно. Он прекрасно обходился без жены долгие годы жизни, а в смерти ее помощь ему тем более была не нужна.
Только портреты
Поль Сезанн. Мадам Сезанн в голубом, 1890г
В этой истории пора ставить точку, но остается огромный соблазн отключить звук у защитников и порицателей и попробовать выслушать самого Сезанна. Сосредоточиться только на портретах, которые он написал с жены. Как будто только это и важно.
Поль Сезанн. Мадам Сезанн за шитьем, 1877г
Вообще портреты Сезанн писал долго, изматывал моделей изнурительными сеансами, неожиданно прерывал работу или задерживался у холста надолго. Работой был часто недоволен. Амбруаз Воллар, Гюстав Жеффруа вспоминали, что позирование Сезанну было испытанием не из легких. Когда художник работал над портретом Анри Гаске, он поделился с его сыном Жоашимом Гаске мыслями о работе над картиной:
«В каждом положенном мною мазке есть капля моей крови, смешавшейся с каплей крови вашего отца, возникает удивительная связь, о которой он не догадывается, она соединяет мои глаза с его душой, воссоздает ее, чтобы он смог узнать себя… Все мы должны прийти к гармонии — моя модель, мои краски и я сам, — чтобы вместе пережить этот волнующий момент».
Поль Сезанн. Портрет мадам Сезанн, 1881г
Тут больше нечего добавить, если представить, что как минимум 24 раза напротив Сезанна в желтом или красном кресле, на садовом стуле или у стены оказывалась его жена. Удивительным образом от картины к картине, от года к году она выглядит моложе на этих портретах. Каждый этот раз, в каждом мазке капля ее крови смешивалась с каплей его крови, соединяла его глаза с ее душой, чтобы она могла узнать себя. Кажется, с Ортанс эта гармония удавалась Сезанну лучше, чем с кем бы то ни было.
Заглавная иллюстрация - Поль Сезанн. Автопортрет/ Поль Сезанн. Портрет мадам Сезанн
По материалам arthive.